Ярославская митрополия, Рыбинская епархия
Вход Господень в Иерусалим  

Вход Господень в Иерусалим

Общее воскресение

прежде Твоея́ страсти уверяя,

из ме́ртвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.

Тем же и мы, яко о́троцы, победы зна́мение носяще,

Тебе, Победителю смерти, вопие́м:

осанна в вышних, благословен гряды́й во имя Господне.

Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря,
чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем,
Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему
для славы Божией.

«Верб­ное Вос­кре­се­нье» – так обыч­но на­зы­ва­ют в на­ро­де празд­ник Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим. Пра­во­слав­ные хри­сти­ане спе­шат в цер­ковь с пуч­ка­ми пу­ши­стых верб. Нас охва­ты­ва­ет ра­дост­ное пред­чув­ствие: через неде­лю – Пас­ха!

Ран­няя вес­на 30 г. н. э. Ско­ро ев­рей­ская Пас­ха, и за шесть дней до нее Хри­стос на­прав­ля­ет­ся к го­род­ским во­ро­там, слов­но же­лая вос­сесть на при­над­ле­жа­щий Ему цар­ский пре­стол, впер­вые поз­во­ляя на­зы­вать се­бя Ца­рем. Это – по­след­няя по­пыт­ка об­ра­тить лю­дей от по­ли­ти­че­ских за­блуж­де­ний, ука­зав ис­тин­ный ха­рак­тер сво­е­го Цар­ства «не от ми­ра се­го». По­это­му под Иису­сом не бо­е­вой конь, но крот­кий осел, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий мир. А лю­ди раз­ма­хи­ва­ют паль­мо­вы­ми вет­вя­ми и кри­чат осан­на! («спа­сай нас!»). Они ждут, что Он явит бо­же­ствен­ную си­лу, нена­вист­ные рим­ские ок­ку­пан­ты бу­дут уни­что­же­ны – и при­дет веч­ное Мес­си­ан­ское Цар­ство. Но Хри­стос не бу­дет ис­треб­лять рим­ские ле­ги­о­ны и из­ме­нять по­ли­ти­че­ское устрой­ство ми­ра. Это бес­смыс­лен­но, ес­ли нет об­нов­ле­ния нрав­ствен­но­го. По­доб­ные по­пыт­ки обо­ра­чи­ва­ют­ся еще боль­шей бе­дой.

Под­ра­жая совре­мен­ни­кам Хри­ста, мы то­же встре­ча­ем Его с зе­ле­ны­ми вет­вя­ми в ру­ках. Хри­сти­ане Во­сто­ка – с вет­вя­ми фини­ко­вых пальм, лав­ра, цве­та­ми. У жи­те­лей Се­ве­ра они по­не­во­ле за­ме­ня­ют­ся вер­ба­ми – пер­вы­ми зе­ле­не­ю­щи­ми де­ре­вья­ми. Они освя­ща­ют­ся в ка­нун празд­ни­ка, на Все­нощ­ном бде­нии, по­сле чте­ния Еван­ге­лия.

Ю. Ру­бан

http://azbyka.ru/