Ярославская митрополия, Рыбинская епархия
Вопрос священнику  

Задать вопрос священнику

Captcha

- Текущая неделя в церковном календаре получила название «О мытаре и фарисее», по евангельскому отрывку, который читался в воскресенье 13 февраля. Что это значит?

Ответ даёт настоятель храмов в Гаютино и Ермаково отец Димитрий Голицын:

Христос рассказывает притчу о двух людях, пришедших в храм. Первый принадлежал к числу фарисеев – влиятельному направлению в иудейской религии. Фарисеев отличало стремление во всем следовать букве закона. Они почитались народом как люди праведные, являющиеся образцом для подражания. Но в своем стремлении соблюдать все заповеди (как записанные в книгах Ветхого Завета, так и многочисленные устные установления), фарисеи зачастую теряли самое важное – любовь к Богу и ближнему, милосердие и сострадание.

Так фарисей из притчи, начиная свою молитву, как и положено, с благодарения Богу, на самом деле восхваляет самого себя. «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как прочие люди», – такими словами «молится» он. И далее перечисляет свои добродетели – дает десятину от всего своего дохода, даже от той части, которая согласно закону десятиной не облагалась. Постится два раза в неделю, хотя для иудея был обязателен только пост в День очищения.

Фактически фарисей пришел в храм не молиться, а сообщить Богу о своей праведности. Его слова, исполненные самодовольства, превосходства над другими, были лишь по форме молитвой к Богу, а на самом деле были монологом, который остался не услышан Богом.

Второй человек был мытарем – сборщиком налогов на службе Римской империи. Ему не полагалось жалования от государства, но он имел право взымать больше положенного в свою пользу. Таких людей соплеменники не любили и презирали, со временем слово «мытарь» стало синонимом слова «грешник».

Мытарь, придя в храм, осознает свое недостоинство, не смеет поднять даже глаз на небо. Он ничем не может похвалиться перед Богом и людьми. И, раскаиваясь в своих грехах, лишь повторяет: «Боже! Милостив будь ко мне грешнику!»

Завершая притчу, Христос говорит, что мытарь вышел из храма оправданным, а фарисей нет. Да фарисей и не просит об оправдании, ведь он уже сам себя оправдал. Зачем ему еще прощение от Бога? Бог же благоволит к кающемуся грешнику и дарует ему свое прощение и милость.

Читая данную притчу, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Человек, живущий праведно и стремящийся выполнять даже больше предписанного, лишает себя награды за свои добродетели. Он зациклен на исполнении формальной стороны закона, но не способен понять его духа. И в этом случае заповеди теряют свой смысл, становясь самоцелью, вместо того чтобы приводить человека к Богу.

Грешник же, презираемый и живущий неправедно, внезапно осознает свои недостатки. Он лишен добродетелей фарисея, но приносит Богу искреннее раскаяние. И осознание собственной неправды становится для него залогом будущего исправления.

Эта притча не утрачивает своей актуальности и по сей день. Самодовольство и превозношение ведет к стагнации, и не только в духовной жизни. А признание своих недостатков способствует преодолению их и служит началом к дальнейшему исправлению и развитию. 

- 15 февраля празднуется Сретение Господне, что можно узнать об этом празднике?

Ответ даёт настоятель храмов в Гаютино и Ермаково отец Димитрий Голицын:

О событиях этого праздника рассказывается в Евангелии от Луки. По прошествии сорока дней после Рождества младенец Иисус приносится, согласно обычаю, в храм. Его встречают старец Симеон и пророчица Анна.

Симеону было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа. В Священном Писании нет подробностей, но сохранилось предание, что Симеон был одним из семидесяти переводчиков книг Ветхого Завета на греческий язык. И, переводя книгу пророка Исайи, в словах «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14), он решил исправить текст, написав «жена» (т.е женщина) вместо «дева». Но ангел явился ему и пообещал, что он не умрет, пока не увидит родшегося от Девы.

О пророчице Анне подробнее рассказывает сам евангелист Лука. Она была дочерью Фануила из колена Асирова, вдова, достигшая глубокой старости, и не отходила от храма, проводя в молитве и посте день и ночь.

Симеон и Анна встречают Спасителя от лица всех праведников Ветхого Завета. Сам смысл праздника – это встреча Бога и человека.

Люди того времени ожидали избавления от римского гнета, ждали пришествия Мессии, который победит все неурядицы и установит царство праведников на земле. Одни ожидали великого небесного героя, сошедшего на землю, который сможет свергнуть захватчиков. Вторые думали, что Мессия, который должен произойти от колена Давидова, станет царем и таким образом устроит царство богоизбранного народа. Третьи верили, что Бог Сам каким-либо образом вмешается в ход мировой истории.

Отчасти эти ожидания исполняются. Бог Сам сходит на землю. Рождается как человек будучи потомком Давида. Каждого человека призывает к себе и не гнушается самыми презренными и ненавидимыми всеми грешниками. Но Он приходит не для того, чтобы построить царство, не для того, чтобы победить все нестроения и недостатки земной жизни. Приходит для того, чтобы человек мог вернуть утраченное в раю единство с Богом и наследовать другое, Небесное царство, которому не будет конца. 

– Я бывала в разных храмах разных городов? и везде порядки разные. Например, продажа свечей. Где-то за них установлена четкая цена, где-то просят просто оплатить пожертвование на усмотрение человека. Почему такая разница в подходах? И обязательно ли, посещая храм, нужно поставить свечки? И есть ли норма – сколько свечей ставить?

Ответ даёт настоятель храмов в Гаютино и Ермаково отец Димитрий Голицын:

 «Прежде всего, хотелось бы пояснить читателям, почему используются свечи и лампады в храмах, какоq смысл они несут.

Использование в храмах светильников восходит ко времени появления первых христианских общин. Около трех веков римская власть преследовала христиан, поэтому их собрания проводились скрытно – в катакомбах. И лампады играли практическую роль, освещая место собрания.

Когда гонения прекратились, необходимость в светильниках постепенно отпала. Но все равно дневные процессии и крестные ходы освещались факелами, а в самих храмах горели лампады.

Постепенно их использование наполнилось духовным смыслом.

В Священном Писании символика света и огня тесно связана с Богом. Христос называет Себя Светом: «Вы – свет мира»,– говорит Он, обращаясь к апостолам. В Ветхом Завете Бог является Моисею в виде несгорающего куста. Все эти, а также другие примеры способствовали усвоению за светильником символа иной, божественной реальности.

В Средние века наряду с лампадами стали активно использоваться свечи. Как и к остальным источникам искусственного освещения, к ним было изначально чисто утилитарное отношение. Но постепенно свеча получает то осмысление, которое существует и сейчас, становясь одной из форм жертвы Богу.

Понятие жертвы тесно связанно с религиозным мировоззрением, и в Ветхом Завете мы видим, что жертвоприношения составляли основу храмового культа. Христос, Сам сделавшись Жертвой за грехи человечества, отменяет жертвоприношения. Но желание человека выразить свою благодарность Богу приобретает другие формы – люди стали жертвовать хлеб и вино для совершения Евхаристии, воск для свечей или масло для светильников.

К сожалению, в сознании людей понятие жертвы до сих пор зачастую оказывается искаженным. Человек, принося жертву Богу, часто пытается поставить Бога в зависимое положение, словно принуждает Его исполнить свои желания или даже пытается откупиться от Бога. Многие люди верят, что от количества свечей и их цены напрямую зависит размер получаемой от Бога милости.

Эти представления, присущие язычеству, глубоко ошибочны и не характерны для христианства. Бог не нуждается в наших жертвах, не питается ими, становясь от них могущественнее, как представляли язычники. Наша жертва – это прежде всего желание видимым образом отблагодарить Бога за Его милость, одно из средств поддержания благоговения перед Ним.

Свеча, принесённая в жертву Богу, в наши дни становится и средством поддержки прихода. До революции все пожертвования за свечи во всех храмах отправлялись на содержание семинарий и системы начального образования, которое находилось в ведении Церкви.

Сегодня, ставя свечу, мы материально поддерживаем приход, помогая выплачивать коммунальные платежи, поддерживать клир, проводить ремонт храмового здания. Поэтому допустимо то, что настоятель, исходя из потребностей и возможностей прихожан, устанавливает правила распространения свечей. Поэтому при посещении храма впервые не стесняйтесь задавать вопросы служителям. Староста храма либо прихожанин обязательно вам на них ответят.

Что касается вопроса про количество зажжённых свечей, то могу ответить так: зажигая свечу, важно помнить, что наша благодарность Богу должна иметь не количественное, а качественное выражение.

Лишь бы эта малая жертву Богу шла от вашего чистого сердца, сокрушенного духа, как пишет святой пророк Давид в пятидесятом псалме – наше смирение перед Богом, стремление жить по Евангелию и следовать за Христом». 

- На прошлой неделе был праздник Крещения Господня. Многие стремились в храмы, чтобы набрать домой освященной «крещенской» воды. А у нас на работе с коллегами разгорелась целая дискуссия: что можно делать с такой водой? Как ее хранить? Куда можно использовать? Особые споры вызвал вопрос – а можно ли ей поливать цветы?

Ответ даёт настоятель храмов в Гаютино и Ермаково отец Димитрий Голицын:

«19 января Православная Церковь праздновала Крещение Господне. В этот день (а также накануне, 18 января) после Литургии совершалось Великое освящение воды. Кроме Великого освящения воды, совершаемого два дня в году, есть и малое, которое может совершаться круглый год. Вода, освящаемая на Крещение, соответственно, получила название «крещенской». Иногда в народе особо выделяют воду, освященную 18 января, называя ее «богоявленской», и считают, что она отличается от «крещенской», но это не так. Это одна и та же, «крещенская» вода, или, как ее раньше называли на Руси – «иорданская», потому что в чине освящения воды мы вспоминаем события крещения Господа в реке Иордан.

Ввиду того, что Великое освящение воды совершается всего два дня в году, к ней сложилось особое отношение, нежели к воде, освященной в другие дни. Но нет никакого различия в использовании «крещенской» или просто святой воды, как не можем мы измерить их святость относительно друг друга. Поэтому говорить о том, что крещенская вода превосходит святую воду, освященную малым чином, неправильно. Стоит подробнее остановиться на том, для чего освящается вода, а также как мы должны ее использовать.

В Церкви человек получает благодать от Бога, участвуя в таинствах. Но также освящаются и предметы, окружающие нас: как имеющие религиозное употребление – иконы, кресты, облачение, так и бытовые – дома, машины, еда.

Обычай освящать воду древний и основывается на Евангельских событиях, прежде всего это Крещение Иисуса Христа в Иордане. Можно вспомнить также освящение воды ангелом в Силоамской купели, после чего эта вода получала целительную силу.

Вода освящается для того, чтобы человек через нее приобщался к благодати, также она используется и для освящения вещей. Если человек принимает святую воду с верой и благоговением, то благодать Святого Духа содействует человеку. Но не стоит относиться к ней, как к некоему магическому веществу.

Святую воду принято пить натощак, с молитвой. Ею можно окроплять дома, вещи и животных. Но не стоит ее кипятить, добавлять в чай или в ванну, готовить на ней, мыть ею полы, как не стоит давать пить ее животным. Крещенскую воду Церковь рекомендует давать людям, по какой-то причине отлученным от Причастия или не имеющим возможности причаститься, но помните: она не заменяет причастия.

Употреблять святую воду можно и некрещенным. Пить или помазываться святой водой могут все, кто верит в ее благодатное действие, но при этом не относится к ней, как к некому оберегу.

Святая вода – не волшебное лекарство, а святыня, которая, если человек стремится к Богу, может дать ему некоторую поддержку. Святую воду можно разбавлять, и даже несколько ее капель освящают большой объем воды.

Святая вода обычно хранится дольше обычной, но как быть, если она все же испортилась? Такую воду нужно вылить в непопираемое ногами место – ею можно полить цветы, вылить под дерево или куст, в реку. Нельзя выливать ее в раковину». 

- Благословите, батюшка! Подскажите, пожалуйста, как правильно подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн в Пасхальную ночь? Когда накануне вычитывать Каноны? Когда в нашем Сретенском храме будет проходить исповедь? Нужно ли в этот день полностью воздерживаться от пищи?
Спаси Вас, Господи! Иулия.

Ответ: Здравствуйте, Иулия! Благословение Господне да пребывает на Вас. Простите, что  не смог Вам ответить сразу. Вы спрашиваете: "Как правильно подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн в Пасхальную ночь?" и "Когда накануне вычитывать каноны?" Отвечаю на Ваши вопросы:

Какой-то особой подготовки к причащению в Пасхальную ночь нет. Необходимо, по возможности посещать богослужения на Страстной неделе, молитвенное правило вычитывается в дни подготовки к Св. Причастию. На вопрос о воздержании от пищи в этот день, устав церкви предписывает "малое вкушение пищи", но каждый да рассуждает по своим силам и здоровью.
В нашем храме исповедь перед ночным богослужение начнётся в 22.00 ч., до этого времени можно подкрепить себя пищей.
Надеюсь, что  на все Ваши вопросы я ответил. С наступающим Вас праздником - Христовым воскресением!

- Здравствуйте, батюшка. Простите за беспокойство, но я в отчаянии и не знаю у кого спросить... У меня такая проблема, я люблю песни о Боге, и пишу сама такие, но когда ищу что то похожее в интернете, попадаются только протестанты и т.д. Почему в православии это не распространено? Это считается недопустимым, петь такие песни? Почему в православной среде поют в основном мирские песни о России, о войне? Мои песни отклоняют... Но я хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, чту Богородицу и святых, но Иисуса люблю больше всего и не могу не писать таки? ? песни. Зачем-то ведь мне Бог дал этот дар?


Вот отрывок из моей песни, например:


"Я так люблю Тебя, Иисус,
Твой свет горит в душе моей,
И без Тебя этот мир пуст,
И без Тебя одна лишь грусть,
Нет никого Тебя родней..."

Ответ: Прошу прощения, что не смог сразу вам ответить. В вашем письме вы пишете, что вы: «в отчаянии и не знаю у кого спросить... У меня такая проблема, я люблю песни о Боге, и пишу сама такие, но когда ищу что-то похожее в интернете, попадаются только протестанты и т.д. Почему в православии это не распространено?...»
Отвечаю на вашу отчаянную просьбу. Кроме духовных богослужебных песнопений в Православной Церкви, есть другие, не богослужебные песнопения - канты, это духовные стихи или духовные песни. В настоящее время в православной среде много авторов и исполнителей духовных кантов. Приведу вам некоторых из них: Протоиерей Сергий Киселёв, Архидиакон Роман (Тамберг) и иерей Алексей Грачёв, Светлана Копылова, Иеромонах Роман и другие. Каждый из нас, тоже может попробовать себя в этом жанре, но надо помнить, что песнопения выражают переживания души ищущей общения с Богом, страдающей, грешной, идущей путём покаяния. А, не самолюбующийся души, что удаляет человека от Бога. Помните, был такой советский мультфильм про мышонка, который пел:

«Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Какой чудесный я и песенка моя.»


Такой смысл мы можем видеть в песнопениях у баптистов. Если прислушаемся к их песнопениям, то услышим, что мотивы и смыслы, образно говоря, совершенно отличаются от православных. В протестантских, баптистских песнях в основном преобладают такие мысли: «как я люблю Бога, и какой я верующий», «как я горячо люблю Бога и своих братьев». А Православная Церковь учит несколько иному – тому, что первая ступень духовной жизни, предваряющая любовь, как высшую добродетель, – это смирение и видение своих собственных грехов. В православных песнях, духовных стихах отражен именно этот спасительный мотив. Надеюсь, что я смог ответить на ваш вопрос.


Божьей вам помощи!